Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 о.в.» г.Магнитогорска, воспитатель Кушнир Анна Владимировна
«Кубики историй» как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Представляю вашему вниманию «Кубики историй» как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Совсем недавно я обратила внимание на новую интерактивную технологию – сторителлинг. Техника сторителлинг, заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе используем элементы сторителлинга. Встречали ли вы раньше этот термин? Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п. Игру сторителлинг придумал и успешно опробовал на личном опыте Дэвид Армстронг, человек, далёкий от педагогики, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых. Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. В оригинале кубики сложны для дошкольников, чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Разработала «Алгоритм» работы, систематизировала свою работу. Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договариваемся о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы: 1. Вступление Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления: • Когда-то давным-давно…. • Садитесь поближе, я вам расскажу… • Однажды… • В некотором царстве, в некотором государстве… • Жили-были…. • Это произошло темной и дождливой ночью… • Наш герой понятия не имел, что его ждет… Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее. 3. Кульминация Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта! 4. Заключение Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай». Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Например, игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на части – начало истории, середина и развязка (помогут цвета). Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель может начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики. Таким образом, дети плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные истории. В истории должен быть интересный герой. Это может быть кто или что, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире. Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так называемого «страха говорения». Хочу поделиться своей «Находкой» в использовании «Кубиков историй» для обучения ребенка связной речи. Кубики у меня разного цвета, а также разные по размеру. Для того, чтобы дети сами могли ориентироваться в стратегии сочинения связного текста. А заключается она в следующем Стратегия для сочинения связного текста: «Вступление» - большой кубик красного цвета (отвечают на вопрос «кто?» герой) Маленький оранжевый кубик «Какой? герой» «Развитие событий» - большой кубик желтого цвета (отвечают на вопрос «что случилось?») Маленький зеленый кубик отвечает на вопрос «почему?» «Кульминация» - большой кубик голубого цвета (отвечают на вопрос «как это произошло?») «Решение проблемы» - большой кубик синего цвета («Что надо сделать?») «Заключение» - кубики фиолетового цвета (отвечают на вопрос «Чем всё закончилось?») В конце рассказанной истории я предлагаю детям бросить «Кубик СЮРПРИЗ» белого цвета, чтобы узнать «какое задание надо выполнить, чтобы запомнить историю?» (нарисовать, раскрасить, сделать книжку, придумать загадку, слепить главного героя и т.п.) Кубики раскладываются в специально заготовленные окошки (по цветам) у детей всегда перед глазами сохраняется логика рассказа. Ребёнку нужно только выбрать по иллюстрации кубик на каждый шаг- положить кубик на окошко нужного цвета и рассказать историю. Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей. ПРИЛОЖЕНИЕ Можно придумать очень много игр с «Кубиками историй» 1. Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы. 2. Выбрать заголовок или тему, бросить все 9 кубиков и рассказать историю, связав все выпавшие элементы. Например, с кубиками в наборе «действия» сочините историю: «Плохой день Семёна» 3. Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей пиктограммы. 4. Придумайте историю, связав все пиктограммы на одном выбранном кубике; 5. «Главный герой» Сочините образ главного героя, выбрав три кубика. Может получиться индейское прозвище или имя и фамилия, и место, откуда герой родом или особенность внешности; 6. «Помощники» Выберите только те пиктограммы, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям»; 7. Используйте кубики для обучения чтению и письму. Например, на специально подготовленных бланках с изображениями с кубиков, запишите слова, с которыми будете сочинять историю. Или, например, запишите всё, что на кубиках может быть съедобным! 8. Найдите все картинки с признаками предметов- твёрдые, мелкие предметы и т.д. 9. «Парочки» Подберите к предметам (цветок) признаки (пришелец) получится «неземной красоты цветок»; 10. «Что общее?» Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой? 11. Придумайте рифму, к слову, обозначенному картинкой. Например, к картинке «пчела», можно подобрать рифму к словам, ассоциирующимся с картинкой- летать, жало, ой, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т.д. 12. «Словарь» Соберите всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например. Что? "фонтан" - существительное, глагол (что делает?) - «плещется, струится», прилагательное(какой?) - «серебристый, шумный, музыкальный» и т.д. 13. «Энциклопедия» Выбери картинку и «расскажи 10 фактов о...» 14. Сочини историю, но «не говори слово...» выберите запретное слово, например, из набора действий - «пошёл». 15. Бросьте кубик и запомните картинку. Бросьте кубики снова и расскажите историю по картинкам, но с точки зрения первого выпавшего лица или предмета. 16. Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю. 17. «Башня» или «Вертикальная история» Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить! 18. «Алфавит» Найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н» - небо или «З» звёзды. 19. «Неожиданный поворот» Игрок номер один рассказывает свою историю (про кино, которое смотрел или сказку), второй игрок в это время бросает два кубика с точками до тех про, пока выпадет одинаковое количество точек на двух кубиках. Тогда он имеет право прервать рассказчика и, выбрав новую картинку, изменить сюжет истории. 20. «Реклама» Сочините рекламную историю с целью похвалить или продать свой «продукт» 21. «Изобретение» - игра с применением ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Выберите две пиктограммы и придумайте, что получится, если их объединить- как и для чего можно применить их комбинацию 22. «Подвижные кубики» Детям нравится так бросать кубики, что они разлетаются в разные стороны. Используйте этот момент, а заодно и дайте возможность подвигаться! Пусть игроки добираются до разлетевшихся кубиков разными способами (пятятся задом, допрыгивают на одной ножке, ползут) – от одного кубика к другому и сочиняют историю! 23. «Короткая история» Постарайтесь сочинить максимально короткое грамматически правильное предложение, связав все выпавшие картинки, даже если оно будет нелогичным и смешным. 24. Подберите синонимы к выпавшему слову, обозначенному картинкой. 25. «И жили они долго и счастливо» Сочините историю наоборот! 26. Соберите картинки с кубиков для иллюстрации сказки и перескажите её. Можно нарисовать целый комикс. 27. Стратегия для сочинения связного текста: «кто», «что сделал?», «но…» (что произошло?), «так...» (решение проблемы), «тогда…» (чем всё закончилось?). Шаги записать заранее. Можно даже записать стирающимся маркером прямо на столе. Игроку нужно только выбрать по иллюстрации на каждый шаг- положить кубик на запись и рассказать историю. 28. «Что, где, когда» Для игры потребуется дополнительный кубик, на котором нужно написать наводящие вопросы: кто? что? когда? где? почему? как? Сначала игрок бросает кубик с вопросом, а потом бросает сюжетный кубик и сочиняет историю. 27 октября 2024 в 17:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.