Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 о.в.» г.Магнитогорска, воспитатель Кушнир Анна Владимировна
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинокЦель: продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам (карты Проппа), пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать воображение. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. Материал: сюжетные картинки, картон, клей, карандаши, фломастеры. Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы сами придумаете. Воспитатель показывает детям серию картинок и поясняет обозначение каждой карточки Итак, в сказке случается… 1.Запрет или поручение. Главному герою сказки часто запрещают что-то делать. Например, Спящей красавице было запрещено прикасаться к веретену, а Братцу Иванушке сестрица Алёнушка строго запрещала пить из лужицы. При этом главного героя обычно предупреждают, что за нарушение им грозит смерть или болезнь. Иногда герою не запрещают, а наоборот, поручают, приказывают что-то сделать. Например, царь отправляет своих сыновей за молодильными яблочками, а купеческая дочь просит привезти ей аленький цветочек. Причём, как правило, для того чтобы привезти полученное, герой тоже что-то нарушает. 2.Нарушение. Сказка не была бы сказкой, если бы главный герой не нарушил запрет. Так, жена Синей бороды заглянула в закрытую комнату, братец Иванушка напился воды из лужи, а Красная Шапочка заговорила с волком. В результате герой терпит наказание: впадает в долгий сон, заболевает или должен выполнить сложное поручение. 3. Вредительство или недостача. Бывает так, что герой нечаянно портит или теряет какую-то вещь, из-за чего ему приходится отправляться в дальний путь или выполнять сложную работу. Например, в сказке «Госпожа Метелица» девочка уронила ведёрко в колодец, и её пришлось за ним спускаться, а потом служить у госпожи Метелицы. 4. Отъезд героя. Герой в сказках не сидит на месте. Рано или поздно ему приходится уезжать из родного дома. Он может уехать в начале сказки – отправиться искать приключений по свету, а может уехать, чтобы исправить ту беду, которая на него свалилась. Например, как в сказке «Двенадцать месяцев» злая мачеха приказала девочке: «И без подснежников не возвращайся!» 5.Задача. Задача – это то задание, которое нужно выполнить герою. Например, нарвать подснежников, найти прекрасную принцессу или отнести пирожки бабушке. 6.Встреча с дарителем. Очень часто в сказках герой встречает человека, волшебника, фею, который помогает ему и дарит какой-нибудь волшебный предмет. Все помнят фею, которая подарила Золушке волшебные башмачки. Даже Баба-Яга дарит Ивану-царевичу волшебный клубок. 7. Волшебные дары. Волшебные дары – это волшебный предмет, который помогает нашему герою. Можно спросить детей, какие волшебные предметы бывают в сказках. Однако волшебный предмет может принести неприятности, если с ним неправильно обращаться. Так, в сказке про горшочек, который наварил целый город каши, потому что девочка забыла заклинание. Кстати, забывание заклинания девочкой считается своеобразным «вредительством» (см. функцию 3) 8.Сверхъестественные свойства антагониста. Антагонист – это антигерой, злодей, который противостоит главному герою (например, мачеха в «Золушке»). Часто с таким злодеем сложно бороться, потому что он обладает сверхъестественными способностями (у змея Горыныча вырастают отрубленные головы и т.д.). Иногда со злодеем сложно бороться, потому что он наделён властью (колдунья-мачеха, которая ненавидела Белоснежку). 9. Трудные испытания. Герой обязательно должен пройти через трудные испытания, чтобы завоевать своё счастье: уйти за тридевять земель и вернуться, служить в слугах у госпожи Метелицы, и даже спать на жёсткой горошине. Часто в испытаниях ему помогают волшебные дары. 10. Борьба. Борьба – это битва героя и злодея, в борьбе часто используются волшебные дары. 11. Победа. Как правило во всех сказка главный герой побеждает злодея. 12.Возвращение. Герой часто возвращается домой, часто по пути встречая тех, кто ему помогал. 13.Прибытие домой. Обычно герой прибывает домой после сложных испытаний, где его ждут как победителя. Но герой может возвращаться домой и в середине сказки, а потом снова уезжать – как в сказке «Аленький цветочек», когда купеческая дочь вернулась домой на несколько часов, а впереди её ждали ещё испытания. 14.Беда ликвидируется. Спящая красавица просыпается, братец Иванушка вновь становится мальчиком, Чудище превращается в прекрасного принца. Словом, всё несчастье становится счастьем. 15. Наказание антагониста. Злодея или злодейку, которая строила нашему герою всевозможные козни, изобличают и наказывают: выгоняют из страны, сажают в бочку с гвоздями, выставляют на всеобщее посмешище и так далее. 16. Свадьба. Здесь всё понятно. Сказка заканчивается свадьбой, пиром и долгими годами жизни. Можно спросить у детей, какими словами обычно заканчиваются сказки. После того как воспитатель объяснил значение каждой функции, он предлагает детям сочинить сказку: Появление героя Антигерой Отъезд героя Волшебные дары Трудные испытания Возвращение героя Свадьба -Сейчас я каждому из вас раздам по 8-10 картинок и картон, вы сами должны придумать, что хотите изобразить в своей работе. Изготовление работ. После завершения воспитатель собирает все работы и переворачивает картон, чтобы было не видно, чья это работа. Перемешав, он берет одну работу и с ребятами составляет рассказ. - Какие вы молодцы, какие замечательные картины у вас получились. Теперь я наугад выберу одну работу, и мы будем составлять по ней рассказ. 27 октября 2024 в 20:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.