Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60 о.в.» г.Магнитогорска, воспитатель Кушнир Анна Владимировна

Использование игр по типу «дорисовывания» для развития творческих способностей у старших дошкольников (воображение и речевое творчество)

Обоснование актуальности определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Обоснование необходимости

У детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. Обе эти функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

Теоретические положения:

В 30-е годы крупнейший советский пси­холог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготскому удалось доказать, все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечат­лениях, которые мы получаем в реальной жизни. Л.С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое здание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Воображение проявляется прежде всего там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют единственного заданного решения. Первые проявления воображения мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений.

Выготскому удалось доказать, что в игре не проявляется, а появляется воображение ребенка. В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые ещё не реализуются в реальной жизни. В ней ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, и, конечно, больше проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Ребенок должен сначала в игре научиться проявлять свою творческую инициативу, уметь организовывать, планировать и направлять игру. Очень полезны игры, когда дети разыгрывают какую-нибудь знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить себе чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. Если ребенок хорошо справляется с разыгрыванием знакомой сказки, то можно предложить ему придумать, что случилось с героями сказки дальше, и все это разыграть вместе с другими детьми.

Цель: Развитие воображения детей через использование игр по типу «дорисовывания»

ИСТОЧНИК: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994

Игра «Чудесный лес»

Цель: научить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы на каждого играющего, где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Воспитатель предлагает нарисовать лес полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

Игра «Перевертыши»

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: наборы карточек по 8 штук, одинаковые для каждого ребенка. В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дополнения изображения предложенной картинки.

Детям объяснить задание: на карточках изображены фигурки. Каждую из них можно превратить в любую картинку. Для этого к каждой фигурке можно дорисовать все, что хотите, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. 

Игра: НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов и создавать в воображении ситуации, основываясь на схематичных рисунках

Описание игры

Эта игра тоже ставит перед детьми задачу придумать, увидеть предмет по его отдельным признакам.
Приготовьте несколько листочков, на каждом из которых нарисована какая-нибудь фигурка. Фигурка должна быть похожа одновременно на несколько предметов.
Фигурки, например, могут быть такими:

 Про каждую фигурку надо постараться рассказать как можно больше. И уж, конечно, надо разобрать, как выглядит каждая вещь, придумать, чья она.

Варианты усложнения: можно попросить его придумать небольшую историю про то, что случилось с каждым из придуманных предметов.

Игра: ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ

Цель: научить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.

Описание игры

Перед началом игры надо вырезать из бумаги несколько (8-10) кружков разных цветов и сложить их в коробочку, а коробочку прикрыть платком. Шкатулка со сказками готова. Предложите ребёнку сочинять вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если ребёнок вытащил зеленый кружок, то можно предложить рассказать сказку про кузнечика, про зеленый лист, про огурчик и т.п. 
После того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это такое, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. После того как будет рассказана одна сказка, все кружки собираются и можно рассказать следующую.

Правила игры: важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.

Необходимые пособия:

Варианты усложнения:

Игра: МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ

Цель: научить детей создавать в воображении предметы на основе наглядных моделей.

Описание игры

Заранее заготавливаются карточки с рисунками знакомых предметов. Однако в каждом из рисунков допущена какая-нибудь ошибка, которую следует найти ребёнку. Всем дается по одной картинке. Мастер должен «починить» свою картинку: на чистом листе бумаги сделать правильный рисунок. В мастерскую могут поступить: машина без колеса, машина с тремя колесами одного типа и одним колесом от велосипеда, молоток без ручки или молоток со сломанной ручкой, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки или с ножками разной длины, расческа со сломанными зубьями, самолет без хвоста и т.п. 

Правила игры

Необходимые пособия:

Варианты усложнения: если ребёнок хорошо справляется с этим заданием, можно предложить ему не просто «починить» предмет, а изобрести новый, необычный, такой, какого еще не было. Если, например, на карточке был изображен сломанный стул, то надо сначала его «починить» (нарисовать хороший стул), потом на новом листе нарисовать необычный стул. Но этот необычный стул должен быть чем-нибудь полезен. Например, необычный стул, у которого 8 ножек, не нужен, а стул на колесиках пригодиться может.

ИСТОЧНИК: Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ

Цель: научить детей создавать в воображении предметы на основе наглядных рисунков

Описание игры

До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил, туши или краски и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Варианты усложнения: можно попросить ребёнка придумать небольшую историю (про то, что на что похожа клякса)

УГАДАЙ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов

Описание игры

Для этой игры нужен лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (провести можно только одну линию). Следующий играющий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внес последнее изменение. Передавать рисунок по сигналу воспитателя 

Правила игры: передавать рисунок по сигналу воспитателя 

27 октября 2024 в 20:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.